Айкидо и Центр айкибудзюцу гендай кан :: Иай-дзютсу – мастерство владения самурайским мечом

Иай-дзютсу – мастерство владения самурайским мечом


Катана – японский меч

По данным археологии, мечи существовали столько, сколько существует сама Япония. Первые серьёзные основы для разработки и создания японского меча заложил кузнец Амакуни. 

Длинный меч имел в Японии три основных варианта изготовления, и для каждого сложился соответствующий стиль боя. Наиболее древние клинки назывались тёкуто (прямой меч). Длина их увеличивалась по мере совершенствования металлургической технологии. О технике владения этим мечом мало что известно, хотя нарастание длины при относительно небольшом увеличении веса обеспечивало хорошие шансы их владельцам. Судя по размерам рукояти, меч держали в одной руке. Распространение обоюдоострых клинков породило стиль, основанный на распространённых во всём мире выпадах и рубящих движениях. 

Первое значительное изменение формы произошло при жизни кузнеца Амакуни. Когда обнаружилось, что изогнутый меч можно быстрее извлечь из ножен, а его лезвию придать лучшую заточку, стали искать такой способ закалки, при котором изогнутый клинок, по меньшей мере, не уступал бы боевой силе прямому. Так появились тати – очень длинные (1 м 20 см) мечи; ими в основном вооружались всадники. Длинное изогнутое лезвие было идеальным для секущего движения и удара по врагу, стоящему на земле или сидящему в седле. 

Позднее более широко распространились поединки и сражения пеших воинов. От слишком длинных для наземного боя тати перешли к более коротким и удобным мечам катана, которые и применяются в современных школах Иай-дзютсу. Эти мечи имеют длину от 60 до 120 см, а клинок изогнут несколько меньше, чем у тати. Такая кривизна секущей поверхности обеспечивает характерный для Иай-дзютсу эффективный рубящий удар. Кроме того, мечом–катаной, выхваченным из ножен, легко провести любой из основных ударов – горизонтальный, диагональный или вертикальный.



Классификация мечей, установленная в эпоху Эдо (по данным):

танто – короче 1 сяку (30.3 см)

вакидзаси – от 1 сяку (30.3 см) до 1 сяку 9 сун 9 бу (60.297 см)

ко-вакидзаси (маленький вакидзаси) – от 1 сяку (30.3 см) до 1 сяку 4 сун 9 бу (45.147 см)

чю-вакидзаси (средний вакидзаси) – от 1 сяку 5 сун (45.45 см) до 1 сяку 7 сун 9 бу (54.237 см)

оо-вакидзаси (большой вакидзаси) – от 1 сяку 8 сун (54.54 см) до 1 сяку 9 сун 9 бу (60.297 см)

катана – от 2 сяку (60.6 см) и выше

Современная классификация:

танто – короче 30 см

вакидзаси – от 30 см до 60 см

катана – от 60 см

Измеряется расстояние от а–маси до кисаки.
 

Катана – схема и названия частей
 
I. Лезвие



 
  1. Нагадза ; 2. Сори; 3. Накаго ; 4. Моноути ;




 

 
  
1. Кисаки;  2. Фукуса;  3.Боси; 4. Ко–синоги ; 5. Ёкоте; 6. А или Ха; 7. Яки-а; 8. Амон; 9. Дзи–ада; 10. Ада; 11. Синоги; 12. Синоги-дзи; 13. Муне;

14. Ниои или Ниэ; 15. А-маси; 16. Абаки; 17. Мэкуги-ана; 18. Мэи; 19. Ясури-мэ; 20. Накаго-дзири;  21. Мунэ-маси 


   

II. Рукоятка





 
1. Сэпа ; 2. Фуси ; 3. Мэкуги; 4. Мэнуки; 5. Цука-ито ; 6. Самэ ;  7. Касира; 8. Абаки; 9. Цуба; 10. Цука;


 

III. Ножны







 
1. Кодзири; 2. Сая; 3. Сагео; 4. Ситотоме; 5. Куриката; 6. Ицу; 7. Касира; 



Основные части


А (или Ха) – режущая кромка лезвия 

Абаки – крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)

Касира – головка рукояти

Кои-гуси – вход в ножны

Моноути – бьющая поверхность

Мунэ – тупой конец клинка (тыльная часть лезвия) 

Мэкуги – бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка

Накаго – основание (хвостовик) лезвия

Сагури – орнамент на ножнах

Сагэо – веревка (лента, повязываемая поверх ножен)

Сая – ножны

Цуба – гарда

Цука – рукоятка

Синоги – ребро клинка



Второстепенные части



Ада – схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)

А маси (или Ха маси) – край А

Амон – линия закалки

Боси – линия закалки на острие

Екоте – линия, отделяющяа острие от остальной части лезвия

Дзи-ада – лезвие

Ицу – канавка для Кодзука (нож)

Когай – (многопрофильная булавка), или Увари–Маси (полочки)

Кисаки – острие

Кодзири – оконечность ножен (как правило, украшение)

Ко-синоги – ребро клинка на острие

Куриката – петля для Сагэо 

Мунэ маси – край Мунэ

Мэи – надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)

Мэкуги-ана – отверстие для штыря

Мэнуки – орнамент рукоятки

Нагадза – длина клинка

Накаго-дзири – оконечность Накаго

Ниои или Ниэ – частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие – Ниои)

Самэ – кожа ската или акулы, покрывающая рукоятку (поверх неё повязывают ито)

Синоги – линия, бегущая вдоль лезвия

Синоги-дзи – плоская часть клинка (плоскость между муне и линией синоги)

Ситотомэ – отверстие для Куриката

Сори – прогиб

Сэпа – шайбы

Фуси – муфта рукоятки (хомут, держащий половинки рукояти)

Цука–ито – шнурок, окружающий рукоятку (оплётка рукояти)

Яки-а (или Яки-ха) – закаленная часть клинка

Ясури-мэ – насечка напильника на Накаго



 
С сайта http://www.klub-bkm.narod.ru/iai-jutsu/katana.html