Айкидо и Центр айкибудзюцу гендай кан :: Т

Т

ТАЙ-ДЗЮЦУ

Боевое искусство, которое создал в 1968 году француз Роланд Эрнаэз (1934 г.р.). Его учителями были Кавайси Микиносукэ (дзю-до), Мочидзуки Минору (Ёсэйкан-рю), Судзуки Ма-сафуми (Годзю-рю), Аосака Хироси (Сёриндзи-кэнпо). В своей системе Эрнаэз соединил элементы айки-дзюцу, дзю-дзюцу, дзю-до, каратэ и Сёриндзи-кэнпо. 

Р. Эрнаэз долгое время возглавлял созданную им Французскую ассоциацию Тай-дзюцу и Европейский союз Тай-дзюцу. Свою систему он изложил в двух опубликованных им книгах.

ТАЙХО-ДЗЮЦУ

Японская прикладная система, созданная для нужд полиции в 1947 году группой экспертов. Это были Симидзу Такаги (работа с дубинкой), Оцу-ка Хиронори (каратэ Вадо-рю), Нагаока Сюичи и Хоригуси Цунэо (дзю-дзюцу) под руководством Саймуро Горо (кэн-до). Фактически тайхо-дзюцу представляет одну из современных разновидностей дзю-дзюцу.

ТАЙКИ-КЭН
(Кулак Великой Энергии)

Японское боевое искусство, которое создал в послевоенные годы Саваи Кэнъичи (родился в 1903 году). В молодости он занимался дзю-до и кэн-до, а потом уехал в Китай, где стал учеником мастера Ван Сянь-чжая (1885-1963). Этот учитель практиковал стиль Да-Чэн-цюань (или И-цюань), Представлявший разновидность знаменитого Синь-И-цюань. 

То, что поначалу преподавал Саваи своим ученикам в Японии, было простым повторением Да-Чэн-цюань. Но постепенно мастер пришел к созданию своей собственной школы, существенно отличающейся от прототипа. Тайки-кэн не имеет строгой внешней формы («только так, и не иначе!»), поэтому данное искусство довольно сложно описывать. 

Его наиболее характерные черты заключаются в следующем: ориентация исключительно на прикладное применение (никакого спорта, никакой показухи); очень жесткая манера учебно-тренировочных спаррингов, являющихся основным видом тренинга: полное отсутствие протекторов; проведение тренировок только в естественных природных условиях как летом, так и зимой; большое внимание к энергетическим упражнениям. И при всем при том та необычная мягкость, в которой скрыта огромная сила. 

По свидетельствам очевидцев, Саваи в возрасте 75 лет легко побеждал 30-летних бойцов. В возрасте 81 года он без малейшего затруднения демонстрировал на тренировках своим ученикам любое движение: удар, захват или толчок. Сам он говорил по поводу возраста следующее: «Когда человек стареет, у него в первую очередь слабеют ноги и поясница. Речь идет не о простой ходьбе. Со слабыми ногами и спиной нет боевого искусства. Для боя нужно сохранять способность мягко и легко передвигаться в любую сторону на полусогнутых ногах, непринужденно реагируя на действия противника»... 

Саваи объяснял: «Надо иметь гибкое мощное тело и надо владеть «ки». Без работы с энергией «ки» вы в 40 лет перестанете прогрессировать как бойцы, в 50 начнете проигрывать в поединках всем, кто моложе вас, а с 60 лет станете просто дряхлеть и превращаться в развалин. Поэтому каждое утро час или два посвящайте «стоянию столбом» в парке или у водоема» (разновидность дыхательно-медитативного упражнения). 

И еще одно любопытное высказывание мастера: «Многие наставники боевых искусств умеют только говорить. Бесполезно, однако, рассказывать ученикам о том, каким ты был раньше. Главное, это твоя способность что-то делать сегодня. Ты имеешь право учить других только тому, что можешь показывать сам. В боевых искусствах главное не слова, а движения, практическая демонстрация». Кстати, начиная с 60-х годов Саваи брал к себе в ученики только тех, кто имел уже 3-4 дан в каратэ Кёкусинкай! 
 
ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ
(Кулак Великого Предела)

Это самый известный и популярный в мире стиль китайского ушу. 

Создателя тайцзицюань звали Чэнь Вантин, и происходил он из уезда Вэньсянь провинции Хэ-нань. Чэнь был воином императорской гвардии, но после прихода к власти маньчжурской династии Цин (в 1648 г.) ушел из армии. Будучи мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии. 

За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 имеющихся там связок приемов Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзи-цюань. Он представил новый стиль как сочетание боевых приемов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину искусства ушу. Для этого достаточно было нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзи-цюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохранился лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь. 

Полтора века этот стиль не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) — воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли, но не учеником, а в качестве слуги в дом Чэнь Чансина (1771 —1853), внука Чэнь Вантина. 

Ян украдкой наблюдал за занятиями хозяина, и через три года рискнул показать ему то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и все его родственники были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошел к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними. 

После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобрел большое оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Ян Цзяньхоу (1839—1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжил формирование стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883—1936). Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировки духа», критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» движения. Это, по его мнению, истощает внутренние резервы организма. 

Первые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812—1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями. 

В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861—1932). В благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создал собственное направление — стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», т.е. сочетания движений назад и вперед, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль получил также название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого». 

Последний из крупнейших стилей тайцзицюань — «второй» стиль У — был основан У Цзяньцюанем (1870—1943). Его отец Цюань Ю. маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Цзяньхоу, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решил реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань. 

Помимо пяти основных стилей тайцзицюань, возникло немало мелких ответвлении, которые в основном брали свое начало от стиля Ян. Следует подчеркнуть: все стили тайцзицюань, хотя и различались по характеру и форме движений, основывались на общих принципах, более того — в своей базе имели одинаковую последовательность движений. 

Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3—4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощённый тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений. 

В конце 70-х — начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс более сложен, но он дает большие возможности реализовать основные принципы стиля, в том числе оздоровительный эффект. Не случайно все медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на группе занимающихся этим комплексом. 

В настоящее время в КНР, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и во всем остальном мире наиболее популярны оздоровительные варианты этой системы. Имеются, однако, и такие школы, где практикуют тайцзи-цюань именно как боевое искусство. Главные различия между тем и другим направлениями заключается не в технике, а в целях и методах тренинга. 
 
ТОМИКИ-РЮ

Японское боевое искусство, представляющее синтез дзю-до и айки-до. Его создатель — мастер Томики Кэндзи (1900 г. р.). Он изучал дзю-до с десятилетнего возраста, причем с 1922 года проходил обучение в Кодокане, непосредственно у Кано Дзигоро. А с 1930 года, по рекомендации Кано, изучал айки-дзюцу под руководством мастера Уэсиба Морихэя. 

В 1934—40 гг. Томики находился в Маньчжурии. Вернувшись в Японию, он в 1940 году продемонстрировал в Кодокане разработанную им систему. Но название «Томики-рю» он дал ей только через 20 лет. В 1945 году мастер Томики снова уехал в Маньчжурию и оказался в советском плену. На родину он смог вернуться лишь три года спустя. 

Наиболее примечательной особенностью его стиля является оригинальная форма соревнований, складывающихся из следующих разделов: 

— Рандори-кёги: вольный бой с безоружным противником; 

— Нинидори: вольный бой с двумя безоружными противниками; 

— Танто-дори: вольный бой с противником, вооруженным кинжалом: 

— Ката: упражнения в паре с партнером. 

Стиль Томики-рю популярен, кроме Японии, в США (глава стиля в этой стране Когурэ Хирао-ки), в Великобритани ( Эхара Тэцу) и во Франции (Цучия Сатору). 
 
ТОСЮ-КАКУТО

Японское боевое искусство, разработанное для армии в 1952 году мастером Чиба Сансю. Представляет синтез приемов айки-дзюцу, каратэ и кэнпо. Тренировки по системе тосю-какуто включают поединки в жесткий контакт, с использованием при этом перчаток, нагрудника и шлема с металлической решеткой, прикрывающей от ударов лицо.

ТЭНСИН-СЁДЭН-КАТОРИ-СИНТО-РЮ

Это традиционная самурайская школа боевых искусств. Ее основал Иидзаса Тёисай Иэнао (1387—1488). 

Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю признана правительством Японии в качестве самой выдающейся воинской традиции Японии. В программу обучения этой школы входят иай-дзюцу (искусство выхватывания меча), кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом), бо-дзюцу (искусство боя длинным шестом), нагината-дзюцу (искусство боя алебардой), дзю-дзюцу (искусство борьбы без оружия), со-дзюцу (искусство боя копьем), сюрикэн-дзюцу (искусство метания лезвий), нин-дзюцу (искусство шпионажа), сэн-дзюцу (тактика) и тикудзё-дзюцу (искусство фортификации). Однако обучение по программе этой школе выходит за рамки названных дисциплин и включает также такие предметы как астрономия и география, основанные на китайской философии Инь и Ян. Некоторые из самых секретных разделов учения о фехтовании мечом (гокухи-кэн) школы включают фудоти-симмё-кэн, цубамэ-гаэси и некоторые другие. 

Даже сегодня школа продолжает следовать строгому обычаю, согласно которому кандидат на обучение в рю должен совершить кэппан - написать и подписать собственной кровью клятву неукоснительно следовать политике школы. Благодаря этому, Тэнсин Седэн Катори Синто-рю сумела сохранить изначальное учение школы, ее дух и технику, на протяжении своего почти шестисотлетнего существования точно в таком же виде, как оно было передано основателем рю Иидзасой Тёисаем Иэнао. Когда Мастер Индзаса Иэнао создал свою школу, он дал ей имя Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. Однако Мастера последующих поколений зачастую изменяли это название: Синрё Синто-рю, Катори Синто-рю, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю и т. д. В 1940 году 19-й патриарх школы и его наиболее выдающиеся последователи приняли решение официально утвердить в качестве названия рюха его изначальное имя - Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. 

В настоящее время семья Иидзаса проживая на расстоянии около 1 км к югу от храма Катори, где также расположен буддийский храм божеству Мариситэнсон (Маричи-дэва), которое с древних времен было воинским божеством и божеством-хранителем рода Иидзаса. 

В начале каждого года в день Овцы по старинному зодиаку начинаеться новый сезон тренировок по Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю. В этот день все ученики и близкие собираются в додзё, чтобы вместе с семьей Иидзаса отпраздновать это событие. Они подносят патриарху 50 кусков соломенной веревки и 50 рисовых колобков, причем число 50 соответствует 50 наиболее выдающимся мастерам школы, включая и самого отца-основателя Господина Иэнао. 

В апреле месяце 35 года периода Сева (1960) хзйхо школы Синто-рю было признано важнейшим культурным достоянием Японии, первым среди всех японских Будо. 

Школа Тэнсин-сёдэн-катори-синто-рю оказала заметное влияние на общую эволюцию японских боевых искусств феодальной эпохи и явилась источником появления нескольких других школ, в частности Синкагэ-рю и Синдо-Мусо-рю.

ТЭССЕН-ДЗЮЦУ
(Искусство боевого веера)

Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159—1189). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого, наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке). 

Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву.

ТХАЙИНГ

Комплекс бирманских боевых искусств. Он включает в себя Бандо (мягкий вариант кулачного боя); Летхвэй (жесткий кулачный бой спортивного типа, очень похожий на тайский бокс); Набан (силовую борьбу); Баншай (работу с традиционными видами бирманского оружия).


тхэквондо

Тхэквондо является одним из видом корейских единоборств. Наиболее популярен во всем мире спортивный вариант этой системы, хотя существует и боевая ее разновидность. В странах Запада обычно употребляют термин «таэквондо», но в русской транскрипции более правильным считается «тхэквондо» (точно так же надо говорить «тхэккён», а не «таэкион», «даосизм», а не «тао-изм» и т.д.). 

В 1910—45 годах Корея была колонией Японии. Колониальный режим выражался, в частности, в целенаправленном подавлении национальных элементов во всех сферах культуры — от поэзии и содержания школьного образования до символики и традиционных боевых искусств. Загнав корейские боевые искусства в подполье на 35 лет, японцы оборвали в большинстве школ процесс передачи духовно-мистической практики,составляющей сокровенную суть любой традиционной школы. Поэтому, когда-в Корее после освобождения от господства японцев началось национальное возрождение, в появлявшихся одна за другой школах преподавали уже только голую технику рукопашного боя. 

Как известно, Корея оказалась разделенной на два государства: КНДР на Севере и Республику Корея на Юге. Но и там и там установились репрессивные диктаторские режимы. А тоталитарные режимы всегда и везде не терпят инакомыслия, духовной независимости. Поэтому власти Севера и Юга оказались едины в своем стремлений окончательно пресечь эзотерическую традицию боевых искусств, выхолостить до конца их духовное содержание и превратить в спортивный вид, пригодный для массового физического воспитания. Именно по этой причине в Южной Корее периодически преследовали мастеров хапкидо, кук-сульвон, тхэккён, тансудо, субак и других видов, не вписывавшихся в официальную политику государства. А на Севере (в КНДР) их просто запретили раз и навсегда. 

В 1950 году руководители 9-и «новых» школ, возникших после окончания японской оккупации, объединились для создания единого унифицированного стиля. Это были следующие школы: Ёнмуг-кван, Кандог-кван, Мудог-кван, Одог-кван, Санмуг-кван, Ханмуг-кван, Чидог-кван, Чханмуг-кван, Чхондог-кван («кван» по-корейски значит «дворец»). Работу по кодификации нового стиля возглавил 32-х летний генерал-лейтенант Чхве Хон Хи (в западной транскрипции Чой Хонг Хи), руководитель Одог-квана. Поэтому именно его обычно называют «отцом» тхэквондо. Данный термин был введен в употребление с 1955 года, когда генерал Чхве объявил, что унифицированный стиль — «корейское национальное боевое искусство тхэквондо» — создан. . В 1961 году Чхве Хон Хи возглавил созданную им Корейскую Ассоциацию Тхэквондо, а в 1966 он учредил в Сеуле Международную Федерацию Тхэквондо (ИТФ). Но спустя 6 лет, когда генерал Пак Чжон Хи в третий раз стал президентом Южной Кореи, подтасовав для этого результаты выборов, генерал Чхве в знак протеста уехал в Канаду (в город Торонто) и перевел туда же штаб-квартиру созданной им международной организации. На следующий год, в 1973-м, в Южной Корее создали Всемирную Федерацию Тхэ-квондо (ВТФ), которую возглавил Ким Ун Ён. Чтобы подчеркнуть разницу между ИТФ и ВТФ, последняя даже разработала новые комплексы формальных упражнений («пхумсэ»).В Южной Корее начался процесс перехода тхэквондистов из ИТФ в лоно ВТФ. Особенно широкие масштабы он принял после 1984 года, когда стало ясно, что на Олимпийских Играх соревнования будут проводить по правилам ВТФ. Ну, а генералу Чхве и его федерации из-за потери кадров и экономической слабости пришлось идти на поклон к властям Северной Кореи. 

Сейчас ВТФ имеет филиалы в 118 странах мира, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы. Она насчитывает в своих рядах около 25 миллионов спортсменов, в том числе более полутора миллиона в самой Республике Корея. ИТФ имеет намного более скромные показатели, ее основной «плацдарм» — это КНДР. В остальном мире численность последователей генерала Чхве не идет ни в какое сравнение со сторонниками Ким Ун Ёна. Штаб-квартира ВТФ находится в Сеуле, в огромном центре, известном под названием Куккивон. Кроме того, несколько лет назад появилась еще одна международная организация: Глобальная Федерация Тхэквондо, сведения о которой пока что скудны и противоречивы. 

Открытие Куккивона, произошедшее 30 ноября 1972 г., окончательно завершило процесс объединения школ тхэквондо, ибо был создан единый учебный центр, решающий следующие пять основных задач: 

1. Официальное присвоение данов и выдачу сертификатов как студентам Куккивона, так и представителям национальных ассоциаций, входящих в состав ВТФ; 

2. Подготовку инструкторов и популяризацию тхэквондо во всем мире; 

3. Исследование и развитие техники тхэквондо; 

4. Ведение хроники рекордов тхэквондо, издание учебников и учебных пособий, выпуск учебно-методических видеофильмов; 

5. Техническую помощь всем организациям, связанным с тхэквондо ВТФ. 

Общая площадь первого этажа Куккивона составляет 10 тысяч квадратных метров. Помимо главного зала для тренировок, соревнований и экзаменов на присвоение данов, в комплекс Куккивона входят лекционные и тренажерные залы, поликлиника; -кафетерий и прочие необходимые помещения. 

В Куккивоне также находятся Штаб-квартира и секретариат ВТФ, и Академия Тхэквондо, отвечающая за научные исследования в этой области и тренировку инструкторов. Зал Куккивона снабжен современным техническим обрудованием, позволяющим проводить соревнования и учебный Процесс на самом высоком уровне, он насчитывает 1800 мест для зрителей. 

В этом комплексе стоимостью более миллиона американских долларов проходили Первый и Второй Всемирные чемпионаты, Первое Азиатское первенство по тхэквондо, корейские общенациональные первенства, международные семинары судей и инструкторов, многочисленные демонстрационные и показательные выступления. 

Присвоение степеней «дан» находится исключительно в компетенции Куккивона. Тот, кто хочет пройти в Куккивоне экзамен на присвоение первого или получение более высокого дана, должен представить рекомендацию мастера, имеющего квалификацию не ниже 4-го дана, который полностью отвечает за готовность своего «протеже» к экзамену. Но прежде, чем обратиться непосредственно в Куккивон, соискатель дана должен пройти практический тест в любом додзё или клубе перед своим инструктором, либо перед местной аттестационной комиссией. 

Следует отметить некоторые особенности аттестации детей и подростков в возрасте до 15-ти лет. Хотя начинать свои занятия тхэквондо дети могут в любом возрасте, к первой аттестации они допускаются не ранее достижения десяти лет. После сдачи соответствующего практического теста ребятам этой возрастной групы присваиваются не даны, а пхумы — с 1-го по 3-й. 

После 15-ти лет эти пхумы (снова подтвержденные соответствующими тестами), могут быть заменены на взрослые даны — также с 1-го по 3-й, но пока этот возрастной рубеж не пройден, цвет пояса ученика, имеющего пхум, не целиком черный, а черно-красный. Даны же, начиная с 4-го, могут присваиваться только тем, кому уже исполнилось 18 лет. Ведь для овладения любой ступенью мастерства в тхэквондо требуется не только опыт, но и определенный стаж занятий, который также регламентируется правилами Куккивона. Так, для получения 1-го пхума он должен составлять не менее года. 

Благодаря такой системе Куккивон добился того, что обладатели высоких данов являются зрелыми людьми, прошедшими долгий путь в тхэквондо, способными сделать весомый вклад в его дальнейшее развитие. Так, начиная с 6-го дана кандидаты, подавшие заявления на прохождение квалификационных тестов, должны представлять еще и письменные разработки, посвященные одной из следующих тем: развитие техники тхэквондо; философия тхэквондо; методика обучения на основе личного опыта; принципы организационного построения; история тхэквондо. Посмотрите внимательно на таблицу и вы увидите, что сдающий экзамен на. 6-й дан должен заниматься тхэквондо, как минимум, 15 лет. Поэтому то, что многим из обладателей 6-го — 7-го данов еще нет сорока, свидетельствует, что они начали заниматься с детства и посвятили тхэквондо всю свою сознательную жизнь. 

Куккивон стремится к тому, чтобы все желающие из числа проживающих за рубежом обладателей данов могли проходить программу специального тренинга на Земле исторической родины тхэквондо. Для этого лишь необходимо заблаговременно письменно обратиться в Куккивон, указав дату своего приезда, предполагаемую продолжительность пребывания, основной предмет тренинга, число тренировок и т.п. На основании этой заявки в Куккивоне составят индивидуальную или групповую программу занятий, найдут для них соответствующее помещение, предоставят инструкторов. 

В начале пути, до приобретения первого дана, ученик проходит десять вступительных «шагов» — кып. По мере освоения очередного «кып» меняется цвет пояса ученика. И если первый пояс ученика белый (что символизирует чистоту помыслов), то: затем его последовательно сменяют желтый, синий и красный. За это время обучающийся постигает базовую технику (сначала обыкновенные удары, затем удары в прыжке) и осваивает принятые в тхэквондо ритуалы (учится правильно носить форму, завязывать пояс, приветствовать старших и т.д.). Черный пояс, цвет которого обозначает достоинство, носят мастера . от первого дана и выше. 

Аттестация на очередную степень «дан» включает три основных элемента. Во-первых, проводится спарринг (кёруги) между кандидатом и обладателем того дана, на который он претендует. Во-вторых, по желанию аттестационной комиссии, спарринг может дополняться «кёкпха» — упражнениями на разбивание деревянных дощечек, черепицы и т.п., демонстрирующими удары такой силы, которую невозможно применить против людей без серьезного риска для них. Но главный элемент всех программ — это «пхумсэ». Это комплексы формальных упражнений, похожие на японские ката, в которых наиболее точно и ясно раскрывается техника различной сложности. Всего насчитывается 11 типов пхумсэ: Тхэгык, Пхальгвэ, Корё, Кымган, Тхэбэк, Пхёнвон, Сип-джин, Читхэ, Чхонквон, Хансу и Ире. Но поскольку комплексы Тхэгык и Пхальгвэ, используемые для тестирования на ранних уровнях, подразделяются каждый на 8 составных частей, своего рода минипхумсэ, общее число пхумсэ составляет 25. Они различаются не только по сложности, но и по числу движений — от 19-ти до 35-ти. 

Все их названия имеют глубокий смысл и являются, в основном, древними или буддийскими, а рисунок движений в этих комплексах таков, что при их выполнении на полу как бы выписывается символ, сходный с названием соответствующего пхумсэ. Так например, все восемь комплексов пхумсэ Тхэгык, что значит «Великий Предел», имеют начертание иероглифа «ван», что значит «король» или «правитель». Слово «Кымган» означает «Алмазные Горы», самое живописное место в Корее, и в то же время «сильный» или «несломи-мый», а схема движений этого пхумэ образует иероглиф «гора» Наивысшее пхумсэ Йрё имеет вид буддийской свастики и означает «единство» или «единая сущность». Проходящий аттестацию выполняет одно пхумсэ, входящее в обязательную программу аттестации на данный уровень, и одно по выбору судей из числа освоенных на предыдущей ступени. 

Спарринг в тхэквондо (кёруги) проходит на площадке 8х8 метров в три трехминутных раунда. Перерыв между раундами — 60 сек. Оба соперника имеют электронные жилеты, с помощью которых фиксируются попадания в лицо и среднюю часть тела, а также специально разработанные ВТФ протекторы, состоящие из шлема, «ракушки», прикрывающей пах, наплечников, наколенников и доспеха «хогу», прикрывающего грудь и бока. Оценка ведется как по сумме очков, так и по нокдаунам. Удары разрешаются только в защищенные места, причем любые удары ниже пояса и атака кулаком в лицо не рекомендуются, равно как и атака упавшего соперника. За броски, толчки и атаки коленями делаются предупреждения. Запрещены все виды захватов. При подсчете очков удар ногой всегда имеет первенство над ударом рукой, агрессивное поведение над оборонительным, атака ногой лица над атакой корпуса, а удар в прыжке над ударом из обыкновенной стойки. 

Руководители направлений тхэквондо, мало связанных или вовсе не связанных с ВТФ, такие, • например, как Джун Ри, впервые в 1973 г. применивший протекторы, или очень популярный в США мастер Хи Иль Чо, открыто критикуют ВТФ за оспортивленный характер соревнований и тренинга, утверждая, что Ким Ун Ён выбросил из слова «тхэквондо» последний слог, низвел его до уровня чисто спортивного единоборства. Сам Хи Иль Чо пропагандирует более реальный стиль, известный советским зрителям по фильму «Лучшие из лучших», в котором он снялся в роли главного тренера корейской сборной по тхэквондо, а его ученики в ролях членов этой команды. 

Техника работы с оружием в тхэквондо отсутствует. В отличие от китайского ушу или японско-го кобудо, использующих разнообразные мечи, шесты и т.п., в тхэквондо сделан упор на развитие возможностей человеческого тела, которое само по себе может являться достаточно грозным оружием. Поэтому единственными предметами, которыми пользуются, являются протекторы. 

 
Син Син Тойцу сайт. ki-moscow.narod.ru.